Эти мои размышления имеют отношение к вере, искусству и моей повседневной жизни.
Итак, год назад в это же время я сидела в автобусе и ехала через Польшу в Прагу, мой любимый город.
За окном был черный ноябрьский вечер, мало чем отличающийся от ночи.
Мы проезжали польские деревни, кое где горел свет, людей на улицах видно не было, да оно и понятно- поздно и холодно. И тут в окно автобуса, который остановился на светофоре, я увидела кладбище.
Знаете, такое классическое католическое кладбище, которое любит утрировать Голливуд. Оно было залито мягким светом, на каждой могиле стоял один-два фонарика с горящей свечой внутри. На краю кладбища стоял костел, так вот в момент когда наш автобус тронулся с места, из костела стали выходить люди с горящими свечами-фонариками в руках, часть из них пошла на выход, а часть на кладбище.
И тут я вспомнила что сегодня за вечер....
Я сидела и размышляла о разнице католических и православных праздников, о сохранении веры и традиций, о серьезных вещах.
Целый день мы с мужем провели во Львове, это было мое третье посещение этого города.
Год за годом мы с мужем в период с 1 ноября по 20 декабря неделю-другую проводили в Европе.
Благодаря Майдану это удовольствие в этом году пришлось отменить.((((((((( Увы.
Традиционная экскурсия по Львову всегда проходит через очень интересное и старое место- Армянский кафедеральный собор.
Храм есть храм, хоть я и православная, но в любом христианском соборе чувствую себя как рыба в воде.
Иногда в соленой, иногда в пресной, иногда в святой)
Мне бывает грустно, когда люди входят в такие места не перекрестив лба, хотя это и не обременительно.)
Про отличия Армянской и Православной традиции писать не буду, там очень много тонкостей, в которых я с трудом разбираюсь. Однако глобальным различием и краеугольным яблоком-камнем раздора является монофизитство.
http://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
простым языком: в Православии Иисус Христос - имеет божественную и человеческую природу, т.е "двуедин", у монофизитов же только одну - "моно". Вопросом этим интересуются редко, т.е. армяне которые интересуются, часто стоят со мной в нашем Усекновенском храме рядом)))) благо район у нас богатый так, что тут очень много и русских, и армян, и евреев.
Но я не об этом.
Храм во Львове очень красив и украшен в духе церковно-армянской и католической эклектики, на мой взгляд.
Аутентичные фрески напоминают мне раннехристианские росписи в Каппадокии и Метеоре.
Однако взгляд натыкается на барельефы, нам (православным традиционалистам) это не свойственно, поэтому и натыкается)))
"Венцом" художественного оформления этого храма являются росписи Розена.
Знаете, я была во многих местах мира, великих галереях и видела разное: прекрасное, волшебное, восхитительное и прочее в превосходной степени))) но росписи Розена в этом месте заставляют покрыться гусиной кожей и задрожать.
Простите за пафос.
Жаль фотографии не передают всей мощи художественного посыла.
Если кто помнит торжественность и величие картин Нестерова и мистику Врубеля, тот поймет какие чувства охватывают Вас глядя на эти росписи.
"Усекновение главы Иоанна Крестителя" - это фигура Предтечи с мертвыми подломившимися ногами обезглавленного человека, руки которого касавшиеся главы Спасителя -живут и подняты в христианском жесте проповеди.
На месте усеченной главы- сияние.
Крестителя поддерживает печальный ангел, прячущий глаза.
Рядом как два свидетеля с грозными и неотступными взглядами два ангела. От них идет такое ощущение гнева...Один держит в руках блюдо с главой Иоанна Крестителя, второй, через ткань плаща, секиру в крови.
Взгляды ангелов настолько обличающи, что в какой-то момент начинает казаться что в произошедшем более двух тысяч лет назад виноват ты.
Земля под ногами ангелов пылает.
За спинами ангелов и телом Предтечи стоят торжественно священнослужители или ангелы в облачении, у одного в руках миниатюрное изображение, не то храма, не то врат- это лампа, символизирующая Учение.
Фигуры стоят на фоне золоченых стен храма, на стенах- схематичные росписи с Тайной вечерей, Благовещанием, Сретеньем.
Чуть дальше святая Елизавета почти мертвая от горя, поддерживаемая учениками.
Розен, художник-мистик был польским евреем, взявшим от всех культур и течений в искусстве, он многое компилировал и написал такое, что раз за разом заставляяет меня идти во Львове в одно и тоже место и стоять там и молиться всей душой.
Однако главная героиня моего рассказа- это фреска напротив: "Погребение Святого Одилона".
Мы житие своих-то святых знаем кое-как, а уж о католических и вовсе не о чем говорить))))
Однако, здесь я опять вынуждена отступить, чтобы людям которые слабо разбираются в некоторых религиозных традициях было понятно, почему личность этого аббата монастыря Клюни заинтересовала меня, православную христианку.
Итак: В православной традиции поминание усопших крещеных происходит на каждой литургии, кроме как я помню Пасхальных (может есть еще тонкости, простите, я их не помню), есть так называемые "сугубые" службы, когда поминание происходит особо, в году Православного календаря их довольно много.
Это я не считаю поминание ежедневное при чтении утренних молитв, для дисциплинированных людей.
Короче, для православного есть особенность: родня, знакомые, друзья для него всегда в его молитвах, живые и мертвые, рядом))))
Более того мои почившие близкие имеют обыкновение "приходить" ко мне во сне наконуне дат смерти или дней рождений, напоминая о том, что необходимо заказать панихиду в храме и помолиться. Вот такая обыденная мистика. В моей семье к этому привыкли, и работает это лучше чем напоминание в телефоне, простите за неуместный юмор.
Так вот, в католичестве поминание усопших до 998 года вообще было размыто, и как это происходило мне слабо понятно.
Однако в 998 году клюнийский аббат Одилон выпускает декрет в котором утверждает "День поминовения всех усопших" как 2 ноября, а вот с четырнадцатого века этот день начинает почитаться во всех католических храмах.
Сам Одилон Клюнийский был причислен к лику католических святых тоже в середине четырнадцатого века.
Вот и предыстория второй фрески Розена.
"Погребение Св.Одилона."
На фреске изображена похоронная процессия с телом святого, впереди в облачении с аббатским посохом идет молящийся преемник Св. Одилона - Гуго Клюнийский, тело несут три пары монахов.
Лица их изображены с глубоким смыслом.
Идущий за преемником с откинутым капюшоном закрыл глаза и опустил голову, кажется он символизирует "прошедшее", средний монах повернут лицом к зрителю, но глаза его устремлены на кого-то кто идет рядом с ним, но нам не виден, это наше "настоящее". Лица последней пары скрыты за монашескими капюшонами- это скрытое от людей "будущее".
Процессия ночная , за окнами на фоне которых она изображена- звездная ночь.
Тело несут в храм, это становится понятным из того, что оно не в гробу, а в 1049 году ( году смерти Св.Одилона) ночное бдение у тела в католической церкви пока еще никто не отменял.
А теперь деталь, которая не сразу видна глазам, но....... на мой взгляд- является главной в этой росписи.
Рядом с монахами несущими тело движутся, намеченные лишь несколькими штрихами, фигуры в монашеских плащах, с накинутыми на головы капюшонами и свечами в руках. Это усопшие, сопровождающие процессию, их силуэты делают происходящее мистически наполненным, а изображения живых еще живее, если это возможно.
Пламя свечей, почти осязаемое, освещает лица живых персонажей и это тоже символично.
Мы молимся за усопших, они молятся за нас.
Сегодня во сне "приходила" старушка, у которой сестра снимала во студенчестве квартиру, умершая почти 20 лет назад, у нее вроде в ноябре был день рождения, точно не помню, главное имя помню. Так что пора ее видать помянуть)
Вот такой пост.
Фотки не мои насобирала по интернету, свои никак найти не могу.
|