Форма входа
Логин:
Пароль:
Категории раздела
Случайный товар
Модуль не активизирован (module is not installed)
Карта посетителей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кто нас сегодня посетил

Главная » Статьи » Статьи » О бижутерии

О вечном и прекрасном.

 Эти мои размышления имеют отношение к вере, искусству и моей повседневной жизни.

Итак, год назад в это же время я сидела в автобусе и ехала через Польшу в Прагу, мой любимый город.
За окном был черный ноябрьский вечер, мало чем отличающийся от ночи.
Мы проезжали польские деревни, кое где горел свет, людей на улицах видно не было, да оно и понятно- поздно и холодно. И тут в окно автобуса, который остановился на светофоре, я увидела кладбище.
Знаете, такое классическое католическое кладбище, которое любит утрировать Голливуд. Оно было залито мягким светом, на каждой могиле стоял один-два фонарика с горящей свечой внутри. На краю кладбища стоял костел, так вот в момент когда наш автобус тронулся с места, из костела стали выходить люди с горящими свечами-фонариками в руках, часть из них пошла на выход, а часть на кладбище.
И тут я вспомнила что сегодня за вечер....

Я сидела и размышляла о разнице католических и православных праздников, о сохранении веры и традиций, о серьезных вещах.
Целый день мы с мужем провели во Львове, это было мое третье посещение этого города.
Год за годом мы с мужем в период с 1 ноября по 20 декабря неделю-другую проводили в Европе.
Благодаря Майдану это удовольствие в этом году пришлось отменить.((((((((( Увы.
Традиционная экскурсия по Львову всегда проходит через очень интересное и старое место- Армянский кафедеральный собор.
Храм есть храм, хоть я и православная, но в любом христианском соборе чувствую себя как рыба в воде.
Иногда в соленой, иногда в пресной, иногда в святой)
Мне бывает грустно, когда люди входят в такие места не перекрестив лба, хотя это и не обременительно.)
Про отличия Армянской и Православной традиции писать не буду, там очень много тонкостей, в которых я с трудом разбираюсь. Однако глобальным различием и краеугольным яблоком-камнем раздора является монофизитство.
http://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
простым языком: в Православии Иисус Христос - имеет божественную и человеческую природу, т.е "двуедин", у монофизитов же только одну - "моно". Вопросом этим интересуются редко, т.е. армяне которые интересуются, часто стоят со мной в нашем Усекновенском храме рядом)))) благо район у нас богатый так, что тут очень много и русских, и армян, и евреев.

Но я не об этом.
Храм во Львове очень красив  и украшен в духе церковно-армянской и католической эклектики, на мой взгляд.
Аутентичные фрески напоминают мне раннехристианские росписи в Каппадокии и Метеоре.
Однако взгляд натыкается на барельефы, нам (православным традиционалистам) это не свойственно, поэтому и натыкается)))
 "Венцом" художественного оформления этого храма являются росписи Розена.
Знаете, я была во многих местах мира, великих галереях и видела разное: прекрасное, волшебное, восхитительное и прочее в превосходной степени))) но росписи Розена в этом месте заставляют покрыться гусиной кожей и задрожать.
Простите за пафос.
Жаль фотографии не передают всей мощи художественного посыла.
Если кто помнит торжественность и величие картин Нестерова и мистику Врубеля, тот поймет какие чувства охватывают Вас глядя на эти росписи.
"Усекновение главы Иоанна Крестителя" - это фигура Предтечи с мертвыми подломившимися ногами обезглавленного человека, руки которого касавшиеся главы Спасителя -живут и подняты в христианском жесте проповеди.

розен2
На месте усеченной главы- сияние.
Крестителя поддерживает печальный ангел, прячущий глаза.
Рядом как два свидетеля с грозными и неотступными взглядами два ангела. От них идет такое ощущение гнева...Один держит в руках блюдо с главой Иоанна Крестителя, второй, через ткань плаща, секиру в крови.
Взгляды ангелов настолько обличающи, что в какой-то момент начинает казаться что в произошедшем более двух тысяч лет назад виноват ты.

розен3
Земля под ногами ангелов пылает.
За спинами ангелов и телом Предтечи стоят торжественно священнослужители или ангелы в облачении, у одного в руках миниатюрное изображение, не то храма, не то врат- это лампа, символизирующая Учение.
Фигуры стоят на фоне золоченых стен храма, на стенах- схематичные росписи с Тайной вечерей, Благовещанием, Сретеньем.
Чуть дальше святая Елизавета почти мертвая от горя, поддерживаемая учениками.

розен4
Розен,  художник-мистик был польским евреем, взявшим от всех культур и течений в искусстве, он  многое компилировал и написал такое, что раз за разом заставляяет меня идти во Львове в одно и тоже место и стоять там и молиться всей душой.
Однако главная героиня моего рассказа- это фреска напротив: "Погребение Святого Одилона".

розен 6
Мы житие своих-то святых знаем кое-как, а уж о католических и вовсе не о чем говорить))))
Однако, здесь я опять вынуждена отступить, чтобы людям которые слабо разбираются в некоторых религиозных традициях было понятно, почему личность этого аббата монастыря Клюни заинтересовала меня, православную христианку.
Итак: В православной традиции поминание усопших крещеных происходит на каждой литургии, кроме как я помню Пасхальных (может есть еще тонкости, простите, я их не помню), есть так называемые "сугубые" службы, когда поминание происходит особо, в году Православного календаря их довольно много.
Это я не считаю поминание ежедневное при чтении утренних молитв, для дисциплинированных людей.
Короче, для православного есть особенность:  родня, знакомые, друзья для него всегда в его молитвах, живые и мертвые, рядом))))
Более того мои почившие близкие имеют обыкновение "приходить" ко мне во сне наконуне дат смерти или дней рождений, напоминая о том, что необходимо заказать панихиду в храме и помолиться. Вот такая обыденная мистика. В моей семье к этому привыкли, и работает это лучше чем напоминание в телефоне, простите за неуместный  юмор.
Так вот, в католичестве поминание усопших до 998 года вообще было размыто, и как это происходило мне слабо понятно.
Однако в 998 году клюнийский аббат Одилон выпускает декрет в котором утверждает "День поминовения всех усопших" как 2 ноября, а вот с четырнадцатого века этот день начинает почитаться во всех католических храмах.
Сам Одилон Клюнийский был причислен к лику католических святых  тоже в  середине четырнадцатого века.
Вот и предыстория второй фрески Розена.
"Погребение Св.Одилона."
На фреске изображена похоронная процессия с телом святого, впереди в облачении с аббатским посохом идет молящийся преемник Св. Одилона - Гуго Клюнийский, тело несут три пары монахов.
Лица их изображены с глубоким смыслом.
Идущий за преемником с откинутым капюшоном закрыл глаза и опустил голову, кажется он символизирует "прошедшее", средний монах повернут лицом к зрителю, но глаза его устремлены на кого-то кто идет рядом с ним, но нам не виден, это наше "настоящее". Лица последней пары скрыты за монашескими капюшонами- это скрытое от людей "будущее".

розен1
Процессия ночная , за окнами на фоне которых она изображена- звездная ночь.
Тело несут в храм, это становится понятным из того, что оно не в гробу, а в 1049 году ( году смерти Св.Одилона) ночное бдение у тела в католической церкви пока еще никто не отменял.
А теперь деталь, которая не сразу видна глазам, но....... на мой взгляд- является главной в этой росписи.
Рядом с монахами несущими тело движутся, намеченные лишь несколькими штрихами, фигуры в монашеских плащах, с накинутыми на головы капюшонами и свечами в руках. Это усопшие, сопровождающие процессию, их силуэты делают происходящее мистически наполненным, а изображения живых еще живее, если это возможно.
Пламя свечей, почти осязаемое,  освещает лица живых персонажей и это тоже символично.
Мы молимся за усопших, они молятся за нас.

Сегодня во сне "приходила" старушка, у которой сестра снимала во студенчестве квартиру,  умершая почти 20 лет назад, у нее вроде в ноябре был день рождения, точно не помню, главное имя помню. Так что пора ее видать помянуть)
Вот такой пост.
Фотки не мои насобирала по интернету, свои никак найти не могу.

Категория: О бижутерии | Добавил: lizard) (30.10.2014)
Просмотров: 1086 | Теги: львов, фрески, день всех усопших, Армянский кафедеральный собор, святой Одилон, розен, поминовение усопших | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]